On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 258
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.10 19:34. Заголовок: Как говорят в Одессе :"Что я буду иметь от социологии"


Данилова Елена Глебовна
http://sociologia.ucoz.ru/<\/u><\/a>
Рецензент: Багиров Б.Б. , декан факультета политологии и социологии, к.ф.н., доцент ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» в г. Ноябрьске.
Контакты:
info@zaitseva-irina.ru

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ. Программа элективного курса, 10 класс



Пояснительная записка



Понятие «социальное образование» все более последовательно связывается с его разделением на «обществоведение» и «человековедение» при сохранении тенденции к интеграции наук о человеке и обществе.



Школьное образование – составная часть социального. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируется школьная практика социального образования, идет процесс деидеологизации учебных курсов по социальным наукам, усиливается влияние социальных технологий, а социология и психология выступает стержнем такой подготовки.



Понятие «социальное» является одной из важнейших характеристик жизнедеятельности человека и его социального здоровья. Это понятие широко применяется не только при определении одной из важнейших сфер жизни человека, но и социология – как учебная дисциплина, входит в цикл обязательных социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых и сдаваемых во всех ВУЗ-ах России.



Ее целью является получение подростками необходимой суммы знаний, которая существенно поможет им в будущем понять строение современного общества, специфику функционирующих в нем законов, социального взаимодействия и развития, особенности существующих социальных общностей и социальных институтов, тенденции развития ближайшего будущего всего человечества, отдельных стран и сообществ, индивидуальные судьбы людей.



Программой школьного курса по обществознанию не предусмотрены систематизация и обобщение знаний по социологии, практикумы по решению социально значимых для подростка проблем. Это позволит сделать элективный курс «Введение в социологию».



Цель курса
Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторам формирования ее социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов;



Задачи курса
Знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
владеть основами социологического анализа;
развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся.
воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм, толерантность.



Курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению социологии. Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.



Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.



Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа лекций и практических занятий в том числе.



Содержание курса состоит из 9 разделов, включая введение и итоговое занятие (2 ч).





СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ



Часть I . Теоретическая, 34 ч.



Тема 1. Введение, 1 ч.

Социология как наука. Предмет социологии. Функции социологии. Система научного знания по социологии.



Тема 2. Предмет социологии, 1 ч.

Определение понятия. Классификация социальных институтов и их функции. Социальные группы, составы, стратификационная теория (сравнительный анализ с классовым делением).



Тема 3. Методы исследования, 1 ч.

Сбор эмпирической информации и ее обработка. Используемые методы: интервью, наблюдение, эксперимент, анализ. Операционализация, выборочное обследование, репрезентативность.



Тема 4. Развитие общества, 4 ч.

Признаки общества. Типология общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, традиционное. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Формы прогресса: реформистский, революционный.



Тема 5. Культура, 5 ч.

Определение и состав культуры. Культурная динамика. Формы культуры: элитарная, массовая, народная, субкультура, молодежная, контркультура. Культурные нормы (привычки, традиции, манеры, этикет, обычаи, обряды, нравы, ценности, верования, законы). Кодекс чести.



Тема 6. Социализация подростка, 6 ч.

Понятие и основные функции социализации. Основные этапы социализации. Возрастная социализация (детство, юность, зрелость, взрослость, старость). Агенты первичной и вторичной социализации и их функции.



Тема 7. Социальный контроль, 5 ч.

Формы контроля и самоконтроль. Социальные нормы и санкции. Нежелательные формы общественного поведения: девиантное и делинквентное. Социальные отношения.



Тема 8. Социальная структура, 4 ч.

Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Социальная структура – анатомический скелет общества. Специализация и кооперация труда – суть общественного разделения труда. Функциональные отношения. Права и обязанности. Мера ответственности. Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы.



Тема 9. Человек в социальной группе, 5 ч.

Понятие социальной группы и ее признаки. Изолированный индивид. Малая группа, диада, триада и т.д. Микромир и макромир и их характеристика. Закономерности развития малой группы. Семья как социальный институт, ее функции. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов.

Понятие этноса: нация, народность, племя. Этноцентризм и культурный плюрализм. Межнациональные отношения (толерантность и национальная нетерпимость).



Итоговое занятие, 2 ч.



Часть II. Практическая часть, 9 ч.



Практическая работа №1.

1) Поставьте социальный диагноз нашему обществу: в какие периоды его истории аномия достигала наибольшего накала?

2) Установите причинно-следственные связи.

3) Оцените как это действует на самочувствие и поведение людей.



Практическая работа №2.

Составить родословную фундаментальных научных понятий (по заданному алгоритму):
В каких областях знания они зародились?
В какие науки они впоследствии «мигрировали»?
Как изменилось их содержание и значение?



Практическая работа №3.

Тренинг с применением «мозгового штурма».

Цель исследования – проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.

Цель исследования – социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.

Цель исследования – выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.

Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности?



Практическая работа №4.

1) Определите, к материальной или духовной культуре относятся следующие явления: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, песня, погоны, танец, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

2) Определите, какие из перечисленных выше культурных черт относятся к культурным комплексам. Распишите 2-3 комплекса так, как это сделано с футболом.



Практическая работа №5. Практикум.

Определите, к какой из форм культуры (народная, элитарная, массовая, субкультура, молодежная, контркультура) относятся:
песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы;
оперы Дж. Верди;
рок-опера Рыбникова А. «Юнона и Авось»;
частушки;
«мыльные» оперы;
комиксы.



Практическая работа №6.

Самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей».

1) Какие методы воспитания и наказания применялись?

2) Чему и как учат родители.

3) Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
Передается ли опыт социализации из поколения в поколение?
Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?
Какие методы воспитания вы считаете наиболее действенными?



Практическая работа №7.

Тренинг.

Выстроить модель делового взаимодействия в бизнесе и описать:
Какие цели преследуют партнеры;
Какова их мотивация;
Кто является прямым и косвенным участником сделки;
Какова технология самого действия;
Какие нормы регулируют деловые операции;
Какие наказания следуют за их нарушение.

В качестве примера можете взять сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.



Практическая работа №8.

1) Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.

2) Определите, к какому из 3-х типов статуса – приписываемому, достигаемому или смешанному, относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал.



Практическая работа №9.

Проанализируйте свой класс с позиций концепции малых групп.
Выделите в них диады и триады.
Постройте схему межличностной структуры класса.
Проанализируйте характер межличностных отношений в классе.
Выявите причины конфликтных отношений.
Найдите решение этой проблемы.





МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ



Требования к уровню усвоения учебного материала



В результате изучения программы курса «Введение в социологию» учащиеся получают возможность:



Знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.



Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с т. з. общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

? эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

? ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции;

? самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей;

? оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе К РФ.



При реализации программы целесообразно выделить:
соединение личностного подхода в изучении курса с «неличностным», путем интеграции предметов главной целевой ориентации: личности ученика + ЗУНов с использованием деятельностного подхода в обучении;
уделять больше внимания процессам целеполагания, рефлексии и вчуствование. Понятие вчувствование на этапе рефлексии тождественного философской категории «внутреннее» - склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира ассимилировать их, наделяя их смыслом, включать в круг ценностей, обнаруживая их сущность, делать привлекательным или способным возбуждать интерес. Речь идет о способе освоения, или об особой форме усвоения, которая отличается от умственного постижения тем, что она стремится оценить все вещи и явления по достоинству, рассматривая их как стоящие в одном ряду с человеком;
сочетание аналитико-синтетической деятельности при изучении курса, которое способствует тому, что знание оказывается неусвоено, а личностно присвоено;
актуализацию субъектного опыта ученика, как одно из условий обеспечения развивающего влияния процесса обучения на личность ребенка и условием развития у учащихся интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности;
считать критерием эффективности изучения программы: развитие интереса к предмету, сформированность базовых знаний по социологии и развитие общенаучных специальных и творческих умений учащихся.





ЛИТЕРАТУРА


Кравченко А.И.. Введение в социологию. М: Просвещение, 2001.
Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на –Дону: Феникс, 2004.
Краткий словарь по социологии. М: Просвещение, 1999.
Печчеи А. Человеческие качества. М: Просвещение, 1998.
Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества.// Социологические исследования. №3 -2004.
Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 1999.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 1998.
Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 1995.
Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 1999.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Старшина команды


Сообщение: 276
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.10 13:20. Заголовок: Профессия - социолог


Профессия - социолог 01.02.2010, 18:27
Олеся КОЛЬЦОВА,
кандидат социологических наук,
декан факультета социологии СПб ГУ ВШЭ
http://arkadijzakharov.narod.ru/tren.htm<\/u><\/a>
http://sociologia.ucoz.ru/load/professija_sociolog/1-1-0-1#comments<\/u><\/a>

Профессия - социолог

Непосвященным людям социолог часто представляется так: весьма назойливое существо с анкетой, которое пристает к честным людям с дурацкими вопросами, а потом выдает какие-то проценты. Распространенность такого мнения не удивительна: других аспектов работы социолога мы обычно не видим.

Что изучает социолог?
Опрос – всего лишь один из методов работы социолога, так же, как молоток – лишь один из инструментов в руках плотника. А общественное мнение – только один из объектов интереса социальных ученых.
Помимо изучения того, чтo люди думают по разным поводам, социолог задается вопросами: а как эти люди действуют в разных социальных ситуациях? Где и почему между ними возникают противоречия и конфликты, и как их устранять? Например, за что фанаты разных футбольных команд бьют друг друга? Почему мы вообще делим людей на «своих» и «чужих»?
Иными словами, социолог изучает, как устроено общество и его части – от крупных корпораций и высших органов власти до школьного класса и семьи, - и как все это функционирует и изменяется.

Где востребовано такое знание?
Без понимания устройства окружающего нас социального мира в наше время очень сложно ориентироваться в обществе, а тем более им управлять. Поэтому социологическая экспертиза сейчас используется для принятия государственных решений, законов, управления бизнесом. Без нее не обходятся журналистика и реклама, общественные и правозащитные организации. Конечно, много где решения и сейчас принимаются наобум, но такие организации (или страны) со временем отстают от своих соседей и конкурентов.

Кто за это платит?
Конкретные прикладные исследования и консультирование по управлению организациями обычно заказывают социологам коммерческие фирмы. Государство, как правило, оплачивает такие исследования, которые помогли бы ему проводить задуманные реформы. Но есть еще третий вид исследований - академические; у которых нет сиюминутного заказчика.
Например, непредвзятое исследование мафии не решатся вам оплатить ни бизнес-структуры, ни государственные органы, ни тем более сама мафия. Им всем есть чего бояться: могут вскрыться и детали преступлений, и связь бизнесменов с мафиози, и неэффективность работы госструктур. Но общественности знать о таких вещах полезно. Поэтому подобные исследования обычно оплачиваются общественными или частными некоммерческими фондами. Такая работа требует от социолога определенного гражданского мужества.

Как работает социолог?
Итак, социолог использует не только опросы – те же фанаты или бандиты, скорее всего, просто не захотят разбираться в анкете. В зависимости от ситуации, социолог может прибегать:
- к интервью (как журналист) – формальному, с записью на диктофон, или в форме доверительной беседы;
- к фокус-группам (беседа с несколькими людьми, как в ток-шоу);
- к анализу документов и других письменных источников (как историк);
- к наблюдению (почти как разведчик).
Если учесть, что помимо сбора данных социолог еще должен читать специальную литературу, анализировать данные с помощью компьютерных программ, обсуждать свое исследование с коллегами на совещаниях и конференциях, писать отчеты и публиковать результаты своего труда - то мы увидим, что его работа весьма разнообразна и требует очень разных навыков.

Как социолог мыслит?
Что прежде всего отличает социолога от всех остальных – это определенный стиль мышления. Даже просто проходя по улице, социолог видит мир особыми глазами. Для него новый русский в золотых цепях – не просто бритый мужик, а образец демонстративного потребления; дети, дразнящие своего одноклассника – пример коллективного исключения из группы; просьба нищего дать денег на операцию – попытка мобилизовать определенные представления общества о социальной справедливости. Иногда даже отношения с членами своей семьи социолог невзначай начинает выяснять в социологических терминах.
Вместе с тем, узнавая о разных сообществах людей, их верованиях и законах, социолог понимает, что жизнь может быть устроена совершенно по-разному и становится терпимее к мнениям и действиям других.

Что он должен уметь?
Знания: статистика и социальная теория, компьютер, некоторые отрасли права, экономики, политологии, истории, социальной политики, психологии.
Навыки и качества:
- аналитическое, критическое мышление;
- умение искать информацию, самостоятельно ставить и разрешать задачи;
- коммуникативные навыки;
- навыки написания связных текстов;
- способность примерять на себя чужие социальные роли.

По мере того, как наше общество взрослеет и все больше задумывается о самом себе, профессия социолога становится все более востребованной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений