|
| Старшина команды
|
Сообщение: 53
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 11.05.10 23:23. Заголовок: Диспуты по философии
Цикл «Наследие русской философии и современность» Четверг, 13 мая молодежный философский диспут на тему: Честь – что это? Честь затрагивает сущность человека или она - ложный внешний образ? Докладчик – к.ф.н. Олег Ткаченко • Построим концепцию чести, обратившись к И. Канту: он рассматривал любую вещь как всю совокупность свойств - «вещь в себе», и вещь, данную нам – «вещь для других». Это разделение дает ключ к пониманию чести: есть два образа человека. Образ человека в собственном сознании, со всеми достоинствами и атрибутами – это «вещь в себе». И представления о впечатлении, которое человек может произвести на другого, в том числе и на самого себя как потребителя этого образа – «вещь для других в собственном сознании». Теперь вычислим сальдо: «вещь для других» минус «вещь в себе» - что получим? Если результат положительный, либо нулевой – это честь. Если разница очень большая – тщеславие. • Представления о чести на трех уровнях: индивидуальном, общественном, божественном. • Согласно или не согласно социальное окружение с мерой почтения, которую, как я считаю, необходимо мне выказывать? Мой образ, как человека чести, у меня сложился – можно ли «транслировать» этот образ окружающим? Если да – то, как это сделать? • Мы живем на руинах прежних цивилизаций, не замечая этого. Честь аграрной цивилизации, честь индустриальной цивилизации, честь постиндустриальной цивилизации - различаются? • Обратимся к модному потоку массовой культуры – фэнтэзи. Почему вдруг джедаи воюют мечами и следуют рыцарскому кодексу чести? (Справка: джедаи - персонажи «Звёздных войн», рыцари-миротворцы, обладающие определенным укладом жизни, воинскими традициями и кодексом чести). Чем вызвано патологическое стремление к ретроградству, когда формируются представления о чести? – вопрос серьезный, почти психологическая характеристика нынешнего поколения. Быть может, дело в недостатке опасности и адреналина в крови – сейчас, при современной тепличной жизни? Если так, то – какова же природа чести: она непременно должна быть связана с пограничной ситуацией? В аграрной цивилизации пограничная ситуация реальная («Три богатыря» Васнецова), в индустиальной цивилизации - моделируемая, а в постиндустриальной - виртуальная? Не по этой ли причине подростки утонули в компьютерных игрушках и стрелялках? • Традиционная мораль – аграрна в своей основе, и именно на традиционной морали в первую очередь строятся представления о чести. В том числе – и о женской чести. • А современные представления о чести? Где та шкала измерений современной культуры, на которой они должны (если должны!?) строиться? Чьей чести? Кто будет потребителем этого образа? Кому это надо? Ведущий – к.ф.н. Сергей ШАРАКШАНЭ ТОРГОВЫЙ ДОМ «БИБЛИО-ГЛОБУС», ЗАЛ «ИСКУССТВО», МИНУС ПЕРВЫЙ ЭТАЖ Мясницкая ул., д. 6 (м. «Лубянка»), НАЧАЛО В 18 часов
|
|
| Старшина команды
|
Сообщение: 383
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 16.01.11 15:15. Заголовок: философские диспуты
Говорят, что в Индии философские диспуты и даже судебные споры не начинались, покуда каждая из сторон не могла сформулировать позицию противоположной стороны, а та, в свою очередь, не соглашалась на чужую формулировку собственной позиции. Наверное, такое прояснение своей позиции, а затем и уяснение чужой могло бы помочь нам говорить о чем-то действительно общем.
|