On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 76
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:42. Заголовок: Глава II. Методология вопросно-ответного мышления


Глава II. Методология вопросно-ответного мышления
www.ooo245.ru
http://arkadijzakharov.narod.ru/works.htm
http://www.i-u.ru/biblio/archive/petrov_metod/01.aspx

Вопросно-ответное (интеррогативное) мышление проявляется в весьма разнообразных формах умственной деятельности, начиная от обыденного вопроса и ответа на него до чтения лекций, проведения исследовательской работы, написания научных монографий, диссертаций и т.п. Везде нужно правильно задать вопрос и грамотно на него ответить. Как это сделать? Кажется, что это "и так понятно". Однако подобная понятность нередко бывает весьма иллюзорной. Поэтому разработке методологии интеррогативного мышления и ее применению в разного рода интеллектуальной деятельности посвящено огромное количество научных работ.

Например, по такому разделу интеррогативного мышления, каким является методология подготовки статей, брошюр, диссертаций, монографий и т.п. работ, только лишь в американском каталоге за 1988-89 годы [1] и только лишь с заглавиями, начинающимися со слов "Как писать..." ( How to write ), можно найти более 210 монографий. Тут вы найдете методологические правила, указания и советы о том, как писать статьи по разного рода наукам, диссертации, монографии, исследовательские работы, тезисы, резюме и многое, многое другое. В данной работе мы, естественно, не можем в столь широком диапазоне осветить ни теоретическую, ни практическую методологию вопросно-ответного мышления, но некоторые основные методы и их научно-практическое применение для подготовки научных работ все же постараемся рассмотреть.
I . Общие интеррогативные методы

Интеррогативные методы являются методами распознавания различного рода корректности вопросов, сведения некорректных вопросов к корректным, построения ответов на вопросы. Применение этих методов, прежде всего, требует уточнения понятий вопроса и ответа на него.

Вопрос - есть форма мышления, которая выражает запрос определенного рода информации об объекте при указании известной об этом объекте информации. Известная информация выражена явно или неявно в предпосылках вопроса. Последнее обстоятельство указывает на предпосылки двух родов. Предпосылки, в которых содержащаяся в вопросе информация о существовании объектов выражена в явном виде, называются явными предпосылками . Предпосылки, выражающие неявно содержащуюся в вопросе информацию, называются неявными (скрытыми) предпосылками . В обыденном мышлении выявление неявных предпосылок не играет особой роли. Это обыденные вопросы. Зато в научном познании эта задача имеет иногда кардинальное значение, особенно при разрешении научных кризисов и других тупиковых мыслительных ситуаций. Это научные вопросы , истинные ответы, на которые требуют анализа скрытых предпосылок.

Пусть, например, нам задан вопрос: какова длина ракеты? Явными предпосылками этого вопроса являются высказывания, дающие информацию о том, что ракета существует и что она имеет длину (у нее существует свойство иметь длину). Однако имеются неявные предпосылки, аналитически извлекаемые из условий существования самого свойства ракеты иметь длину, о которых в вопросе явно ничего не сообщается.
Во-первых, это то, что длина есть измеряемое свойство.
Во-вторых, то, что существует система измерения, в которой длина измеряется.
В-третьих, то, что имеет место процесс измерения, от которого зависят результаты измерения.

Конечно, если ракета стоит на Земле, то выяснять эти скрытые предпосылки нет необходимости, ибо длину ракеты можно измерять линейкой и получать искомый результат. Но если ракета находится в полете, то линейка уже не поможет, измерение длины ракеты с Земли может быть произведено только с помощью луча света и тогда необходимо выявить все условия, скрыто присутствующие в предпосылках вопроса.

Теперь зададим вопрос: является ли число 2 четным? Опять-таки в вопросе предполагается, что число 2 существует, существует и свойство чисел - четность. Но ведь в природе (в материальном мире) числа не существуют. Поэтому в данном случае в скрытой предпосылке содержится условие идеализированного, т.е. абстрактного (а не материального) существования числа. Такое существование тоже имеет различные смыслы. Они могут выражать как потенциальную, так и актуальную осуществимость абстрактного объекта [2]. При решении вопроса о том, существует или нет некоторый объект, необходимо иметь в виду различные виды осуществимости и решать вопрос в соответствии с применяемым при решении данной задачи видом существования. Иначе можно совершенно неверно оценивать истинность предпосылок вопроса.

Вопрос как форма мышления может выражаться различными грамматическими формами. Научная работа есть вопрос и ответ на него. Так, в заглавиях научных работ всегда содержится вопрос, выражаемый словосочетанием. Например, заглавие работы " Методология научного познания" выражает вопрос словосочетанием. Этот вопрос выразим и вопросительным предложением "в чем состоит методология научного познания?" и повелительным предложением "опишите методологию научного познания".

Основной проблемой интеррогативной методологии является проблема представления научной работы в виде вопроса и ответа на него. Правильно заданный вопрос называется корректным вопросом . Тут дано номинальное определение, так как оно еще не указывает на специфические признаки корректного вопроса. Поэтому надо дать реальное определение корректности вопроса. Корректность может характеризовать как обыденный, так и научный вопросы. Обыденно-корректный вопрос - вопрос, у которого все явные предпосылки истинны. Научно- корректный вопрос – вопрос, у которого все явные и скрытые предпосылки истинны. Корректный вопрос - это вопрос, у которого, по меньшей мере, все явные предпосылки истинны.

Вопрос некорректен , если на него не существует истинного ответа. Ответ на вопрос есть утвердительное предложение, дающее информацию, затребуемую вопросом.

Вопросы бывают простые и сложные. Простой вопрос - вопрос, не содержащий логических связок "и", "или", "если..., то...". Сложный вопрос такие связки содержит. Например, вопрос "Если ракета имеет длину, то какова она?". Тут мы имеем сложный вопрос, который состоит из двух предложений (утвердительного и вопросительного), соединенных связкой "если..., то...". Сложные вопросы могут состоять из комбинаций вопросительных и утвердительных предложений. В обычной речи допустимость или недопустимость тех или иных комбинаций определяется по смыслу.

Вопросы изучает раздел логики, называемый интеррогативной логикой .

Проблема корректности простых вопросов для науки как раз является практически наиболее важной. Ею-то и занимается методология науки. Она дает методы установления различного рода корректности вопроса. В начале рассмотрим метод установления корректности простого вопроса. Он состоит в выполнении нижеследующих правил:

• Попытаться прямо установить истинный ответ.

Если ответ найден, то вопрос корректен. Если ответ непосредственно установить не удается, то перейти к правилу 2.

• Установить возможность истинного ответа на вопрос путем анализа явных предпосылок вопроса .

Если все явные предпосылки истинны, то такая возможность существует и потому вопрос семантически корректен относительно явных предпосылок. Если при истинности всех явных предпосылок возникают тупиковые (кризисные) ситуации при нахождении ответа на вопрос, то применить правило 3. Такими ситуациями являются наличие по видимости как положительного, так и отрицательного ответов. Например тупиковая ситуация возникнет тогда, когда на вопрос "какова длина ракеты?" будет два равнообоснованных ответа: "сто метров" и "пятьдесят метров", т.е. не сто метров. Надо установить, почему истинны оба различных ответа и имеется ли тут противоречие.

• Выявить скрытые предпосылки вопроса.

Если все эти предпосылки истинны, то вопрос корректен относительно этих предпосылок, т.е. при одной и той же идеализации. Но если относительно этих предпосылок поиск ответа приводит снова к тупиковым ситуациям, то выявить скрытые предпосылки следующего уровня, и т.д.

Поясним применение правил 1-3. Допустим, задан вопрос: четное ли число 4. Допустим, вы знаете, что такое число 4, что оно существует, и что такое четность и что это свойство присуще числам, и на основе этих знаний (определений числа 4 и четности) находите ответ. Вопрос корректен. Теперь допустим, задан вопрос: какого цвета число 4. Тут сразу возникает подозрение в правильности постановки вопроса (в его корректности). Тогда применяем правило 2, т.е. исследуем истинность явных предпосылок.

Первой такой предпосылкой является предпосылка о существовании числа 4. Истинна ли она? Тут надо выяснить адекватный смысл существования. Если брать материальное существование, то предпосылка о существовании числа ложна, ибо числа в объективной действительности не существуют. Но такой подход к существованию чисел неверен. Если стоять на позиции этого подхода, то ложны все науки, которые связаны с абстрактными объектами: математика, физика, логика, кибернетика и т.п., т.е. которые принимают какие-то идеализации в качестве скрытых предпосылок. А таковы все науки.

Ясно, что на самом деле этого нет. И нет потому, что в этих науках принимается идеализированное, т.е. абстрактное существование абстрактных объектов , описываемых законами такого рода наук, т.е. в качестве идеализации принимается абстрактная осуществимость (потенциальная или актуальная), о которой мы уже говорили. Тогда о сущес

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Старшина команды


Сообщение: 77
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:47. Заголовок: Петров Ю.А., Захаров А.А.Практическая методология Введение


Введение

Практическая методология – наука о практических способах мышления, т.е. введения понятий, постановки вопросов и дачи ответов на них, применения правил вывода, оценки истинности суждений, построения и анализа научных языков и теорий и т.д. Традиционная и математическая логики, изложенные во всех учебниках по формальной логике, дают материал, главным образом, по искусственным правилам дедуктивных выводов, которые весьма редко встречаются в мышлении. Например, в этих логиках ничего не сообщается о том, как оценить суждение на предмет его истинности, как правильно подготовить научную работу, как эффективизировать определение и т.п. проблемы.

Задача данной книги состоит в освещении именно такого рода проблем, которых фактически нет ни в традиционной, ни в математической логиках. Книга дает возможность решать трудные ситуации в мышлении. Например, если кто-то выскажет суждение «солнце черное», то почти все скажут, что это ложь, потому, что не знают о том, что суждения бывают не только эмпирические, но и аналитические, методов оценки которых они не знают. Другой пример. В учебниках по традиционной (аристотелевской) и математической логике нет термина «ключевое слово», хорошо известное в западной логической литературе. А поэтому наши читатели не могут знать о правильной подготовке научной работы. Если бы читатели знали методы правильного обращения со словом «идеализация», то представляли бы себе, как можно оценивать истинность теорий и не говорили бы о том, что геометрия Евклида противоречит геометрии Лобачевского, а Ньютонова механика противоречит теории относительности и правильно судили бы о соизмеримости теорий. И подобных примеров сколько угодно. Цель книги состоит в том, чтобы устранить этот недостаток у читателя.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старшина команды


Сообщение: 78
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:53. Заголовок: Практическая методология Глава 1. Методы введения, развития и систематизации терминов

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старшина команды


Сообщение: 79
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:53. Заголовок: Глава III. Методы обоснования истинности суждений

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старшина команды


Сообщение: 80
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:54. Заголовок: Глава V. Методы гносеологического анализа теорий

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старшина команды


Сообщение: 81
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 15:55. Заголовок: Практическая методология Оглавление


Практическая методология
Оглавление
http://www.i-u.ru/biblio/archive/petrov_metod/default.aspx

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений