On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 10
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.10 11:55. Заголовок: Гносеологические принципы теорий


Гносеологические принципы теорий
А.А. Захаров
http://arkadijzakharov.narod.ru http://www.ooo245.ru/

Говоря о гносеологических принципах теорий необходимо поставить следующие во-просы:
1. Все ли теории принимают идеализации? А главное – какова зависимость идеализа-ций от решаемых с их помощью задач?
2. Существуют ли принципы истинности теорий, т. е. принципы, которые являются законами истинности? А если существуют, то каковы они?
3. Если каждая теория принимает какие-то идеализации, а, кроме того, призвана ре-шать задачи относительно и материальной и идеализированной действительности, то, что является предметом теории?
4. Ясно, что вопросы, задаваемые в области научного познания, порой довольно резко отличаются от вопросов, задаваемых в обыденной жизни. Тогда возникает задача найти скрытые идеализации, предусматриваемые эти-ми вопросами, и в соответствии с ними определять истинность ответа на них.
Отвечая на данные вопросы, выделим следующее:
Во-первых, законы теорий предназначены для описания существенного в исследуемых теориями областях. При этом стоит задача дать это существенное в чистом виде, т. е. в от-влечении ото всего несущественного для решения тех или иных задач. Существенное в ма-тематизированных науках можно доводить до «предела», например, до бесконечности. Тогда несущественное возможно доводить до нуля. Это и будет отвлечением от несущественного.
Но это пределы. В нематематизированных науках, где невозможно какие-то свойства доводить до бесконечности или до нуля, все равно применяются какие-то обобщения, упро-щения, огрубления и т. п. методы. Все эти методы, включающие доведения признаков до «предела», являются идеализациями реального исследуемого объекта.
Поэтому можно сформулировать принцип необходимости идеализаций для выявления сущности исследуемого объекта в чистом виде, т. е. в отвлечении ото всего несущественного при решении поставленной задачи. Кратко его можно назвать принципом необходимости идеализаций.
Во-вторых, любая теория, как известно, должна быть истинной. В связи с этим необхо-димо уточнить понятие истинности и на этой основе сформулировать принцип истинности относительно принятых идеализаций. Так как истинность относительна применительно к идеализациям и так как каждая теория принимает свои идеализации, то истинность каждой теории специфична. Это находит свое выражение в принципе плюрализма истинности. Так как истинность плюралистична, то ее можно классифицировать, подразделяя на классы, подклассы и т.д. В первую очередь истинность классифицируется на аналитическую и эмпирическую.
Эмпирическая истинность, а точнее – достоверность, характеризует соответствие при-писывания (предиката субъекту суждения) присущности (свойств или отношений, выражае-мых предикатом, объекту, выраженному субъектом суждения).
В-третьих, так как теория нечто утверждает об идеализированных предметах, то ис-тинность теорий может быть только аналитической истинностью. А истинность приложений теорий в случае, когда речь идет об индивидуальных материальных объектах, может быть и эмпирической, когда соответствие устанавливается с помощью чувственных восприятий. Аналитические предметы теорий отличаются от эмпирических предметов приложений теорий. Первые называются непосредственными, а вторые – опосредованными.
В четвертых, говоря о теории необходимо отметить, что теория есть совокупность аналитически истинных суждений. Суждения же в свою очередь могут быть рассмотрены как ответ на вопрос, в данном случае ответ на научный вопрос. Научный вопрос – вопрос, на который нельзя получить истинного ответа без анализа скрытых предпосылок данного вопроса. Поэтому основное внимание уделяется именно анализу скрытых предпосылок. Обыденный вопрос – это вопрос, который главным образом фигурирует в обыденном мышлении. Он не требует анализа скрытых предпосылок и является корректным, если все явные его предпосылки истинны.
Знакомство читателя с этими вопросами, как об этом свидетельствует практика, должно улучшить его методологическую подготовку. А в некоторых случаях – даже поможет в научной деятельности. Например, чтобы доказать истинность предлагаемой автором теории не надо ниспровергать истинность предшествующей теории, а надо показать отличие принятых идеализаций от идеализаций, принимаемых предшественником. Это сократит бесполезный труд и будет правильным решением проблемы. Тогда станет ясным, что истинность новой теории отличается от истинности старой теории, т. е. обе теории могут быть истинными, но истинными при различных идеализациях.
Литература:
1. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию. – Спб.: Питер, 2004.
2. Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001.
3. Петров Ю.А., Захаров А.А. Методологические принципы теорий. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2000.
4. Петров Ю.А., Захаров А.А. Общая методология мышления (для тех, кто хочет каче-ственно написать диссертацию), 2-е изд. – М.: Московский философский фонд, 2004.
5. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта (алгоритм подготовки диссертации), изд. 6-е, дораб. – М.: Московский философский фонд, 2005.
6. Захаров А.А. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут. - М.: 2003; «Двена-дцать времен за двадцать четыре минуты». - М.: 2003.См.также: www.zaharov.ozersk.info , zaharov@bsim.ru


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений