On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 475
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.11 06:58. Заголовок: Оценка знаний - один из обязательных и неизменных этапов технологии работы с информацией


Оценка знаний - один из обязательных и неизменных этапов технологии работы с информацией
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=800&
Перед каждым, кто занимается преподаванием и обучением рано или поздно встает вопрос создания учебных заданий, потому что оценка знаний – важная составляющая образовательного процесса. Я не зря заговорил об учебных заданиях. Я думаю, вы согласитесь, что оценка знаний – есть один из важнейших этапов технологии работы с информацией (подробно о технологии работы с информацией в предыдущих моих рассылках по адресу:http://subscribe.ru/archive/invest.information/). Как сегодня педагог, тренер, обучающийся создают учебные задания? Как Вы читатель создаете учебные задания? Не ошибусь, если скажу, что сегодня учебные задания в большинстве копируют технологию заданий единого национального тестирования, единого государственного экзамена (в разных странах постсоветского пространства разные названия, а суть одна). Что это за технология? Это вопрос и три, пять вариантов ответов на него, из которых один правильный. Или еще говорят – ответ «один из многих». Существуют и другие разновидности тестирования:

«Да» - «Нет»;
«Многие из многих»;
«Ввод текста»;
«Продолжить последовательность»;
«Классификация»;
«Упорядочить последовательность»;
«Выделение»;
«Сопоставление».

На мой взгляд, тестирование – технология для ленивых преподавателей. В самом деле - дал тест и отдыхай. Кажется, Рокфеллер сказал, что лотерея для тех, у кого плохо с математикой. Перефразирую и скажу, что тестирование для тех, у кого плохо с педагогикой. Не подумайте, что я против тестов. Просто тесты, на мой взгляд, нужно применять разумно, а не превращать обучение в подготовку к тестированию. Это сейчас произошло в наших организациях образования. Начинаем учебный год с подготовки к ЕНТ или ЕГЭ и заканчиваем тем же!

Что важнее: много знать или уметь жить?

Почему троечник часто успешнее отличника, который хорошо сдает тесты, но не научился жить? По-видимому, назвать человека умным, потому что он прочел много книг, нельзя. Это все равно, что назвать человека сильным, потому что он много съел. Набить свою память знаниями и превратить ее в некоторое подобие энциклопедии конечно можно, однако это никак напрямую не связано с умением жить. Что же необходимо для того, чтобы уметь жить? По всей видимости, важнее научиться и научить уметь думать – думать правильно, т.е. уметь принимать правильные решения. И здесь немаловажную роль играет технология оценки знаний. Технология, направленная не на выявление количества знаний, а технология, преследующая цель оценить способность думать и принимать правильные решения, в конечном счете, уметь жить.

Две технологии оценки знаний направленные на выявление способности думать

При оценке знаний я сторонник нескольких методов. О двух мы поговорим сейчас.

I. Майевтика

Технология, если так можно сказать, названа в честь древнегреческого философа Сократа, который был выдающимся мастером в области убеждения других людей.

Майевтика (греч. - повивальное искусство, родовспоможение), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Технология, которую использовал Сократ, заключалась в том, что он не давил на человека, не пытался ему ничего доказать, зачастую вообще не делал никаких утверждений - но лишь задавал вопросы, отвечая на которые, человек сам приходил к тому выводу, который был нужен Сократу.

Изобретение Сократа обладает уймой достоинств. Во-первых, собеседник сам приходит к нужной Вам мысли - а значит, не может с ней спорить, ведь это он её высказал. Во-вторых, нет давления с Вашей стороны - а значит, нет противодействия. В-третьих, вовлечение человека в диалог заставляет его куда более внимательно относиться к Вашим словам, нежели в случае Вашего монолога.

В дальнейшем майевтика Сократа получила развитие в педагогической технологии «Эвристическое обучение» - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). В педагогике эвристическое обучение исследовали Каптерев Пётр Фёдорович, В. И. Андреев, А. В. Хуторской. В психологии эвристическим методам обучения уделяли внимание В. Н. Пушкин, А. Н. Лук, Г. Я. Буш.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

II. Б. Блум (Benjamin Bloom)

В 1950-х годах в Соединенных Штатах проводились исследования в области психологии высшего образования и была разработана система классификации мыслительных умений, называемая таксономией Bloom-а, по имени Benjamin Bloom-а - инициатора этих исследований и популяризатора их результатов.

В основе таксономии Bloom-а спецификация умственных умений и их разделение на уровни сложности от простых, естественным образом присущих человеку, до сложных, развитие и приобретение которых во многих случаях связано со специальным целенаправленным тренингом. Так, к числу простых умений относятся запоминание и воспроизводство фактов, а к сложным - умения критического анализа и логического вывода.

В таксономии Bloom-а определены следующие шесть уровней умственных умений в порядке возрастания их сложности: Knowledge, Comprehension, Application, Analysis , Synthesis, Evaluation (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

Попробую привести пример заданий по Блуму. Представьте себе учебную статью, в которой рассказывается о ягодах, фруктах и овощах. Так вот по Блуму заданием первого уровня (на знание) будет – найти предложение, которое имеется в тексте, например: «Отметьте в тексте предложение - «Малина обеднена витамином «С», но обогащена железом». Заданием второго уровня (на понимание) будет предложение с пропущенным словом, которое присутствует в тексте, например: «Прочтите предложение и вставьте пропущенное слово – «Малина обыкновенная — листопадный …… с многолетним корневищем» (пропущено слово «полукустарник»). Заданием третьего уровня (на применение) будет: «Выберите в тексте все перечисленные овощи и составьте их список». И так далее…

Обратите внимание, что каждое задание начинается с глагола. Это связано с тем, что Б. Блум исходил в своей таксономии из следующих положений:

деятельность любого рода ассоциируется с определенными действиями, которые, в свою очередь, специфицируются определенными ключевыми словами - глаголами, глагольными выражениями, вопросами;
задания на выполнение действий, соответствующих некоторой определенной деятельности, содержат ключевые слова, характеризующие данную деятельность;
задания на выполнение действий, соответствующих некоторой определенной деятельности, являются средством подготовки обучаемого к данной деятельности, а способность выполнения этих заданий - мерой оценки его подготовленности к данной деятельности;
умственная деятельность является деятельностью особого рода, где заданиями являются вопросы, задачи, упражнения, тесты на проверку знаний…
умственная деятельность реализуется на базе умственных умений человека и характеризуется ключевыми словами, использование которых в заданиях обучаемому является средством подготовки и оценки подготовленности к умственной деятельности.
Я перечислю эти глаголы, а также вопросы и мыслительные операции, которые необходимо выявить у обучаемого, для каждого уровня заданий:

Уровень «Знания»

Глаголы: вспомнить, распознать, получить, идентифицировать, ассоциировать, структурировать, запомнить, отметить, повторить и т.д.
Вопросы: Что?Когда?Кто?Где?
Знание: знания конкретных данных; знание терминологии; знание отдельных фактов; знание средств, которые позволяют оперировать данными; практические знания; знание тенденций и частностей; знание классификаций и категорий; знание критериев; знание методов.

Уровень «Понимание»

Глагогы: перевести, трансформировать, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, переформулировать
Понимание: переложение; интерпретация; экстраполирование; межпредметная связь.

Уровень «Применение»

Глагогы: Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, реструктурировать, классифицировать
Вопросы: который? кто? что это такое?
Применение: использовать знания для решения конкретных жизненных ситуаций)

Уровень «Анализ»

Определение элементов; Установление связей; Определение принципов организации…

Уровень «Синтез»

Глагогы: производить, развивать, комбинировать, организовывать, синтезировать, классифицировать, доказать, развивать, сформулировать, модифицировать
Вопросы: как мы можем улучшить ситуацию?что этому предшествовало?как мы можем решить?
Синтез: создание собственного произведения; разработка плана действия; выделение абстрактных связей из целостного комплекса…

Уровень «Оценивание»

Глагогы: рассуждать, аргументировать, консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать и др.
Оценивание: внешняя критика; внутренняя критика…

Используя глаголы, вопросы и цели уровней попытайтесь разработать задания, упражнения, возможно тесты для оценки знаний учащихся. Поверьте эту технологию можно применить практически к любому направлению учебной деятельности. Эта технология в определенной мере объясняет и систему 12 летнего образования. Если учащийся на протяжении 9 лет стабильно выполнял задания первых трех уровней, то его дальнейший путь – получить профессиональное образование. А если учащийся выполнял еще и задания 4, 5 и тем более 6 уровня, то ему следует подумать о высшем образовании, научной деятельности. Если же учащийся не может за урок выполнить задания первых трех уровней, то ему нужно в специализированную школу, чтобы не мучить ни себя, ни преподавателя, ни сверстников.

-------------------------------------


Как со мной связаться:
Пишите мне на адрес rc-kct@yandex.ru и посетите сайт www.pvpcenter.narod.ru
Через Skype: pvpcenter можем обсудить интересующие вас вопросы, в том числе вы можете записаться на мои дистанционные тренинги: "Менеджмент знаний", "Управление знаниями", "Разработка электронного пособия на платформе программы PVP LS, v.1.347".
Архив рассылок находится по адресуhttp://subscribe.ru/archive/invest.information/
Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией.
Пишите!
Удачи Вам,
Владимир Проскурин

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений