On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 17
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.10 12:21. Заголовок: Развитие интегративных способностей студентов


Развитие интегративных способностей студентов
А. А. Захаров
http://arkadijzakharov.narod.ru http://www.ooo245.ru/

Выясняются условия формирования интегративных способностей у студентов
В последнее время возникает необходимость перехода системы образования на интегрированный способ обучения. Этот способ поможет решить ряд педагогических задач, состоящих в том, что наши студенты и школьники не могут привести свои знания в систему, не могут понять, как взаимосвязаны элементы знания между собой.
Какова степень запущенности решения этой проблемы?
Почему эта проблема существует, что такое неумение привести свои знания в систему?
И почему это умение не сформировано у наших студентов и школьников?
Это неумение в учебном процессе может быть заложено изначально - через подачу материала преподавателем. На первом этапе изложения материала не дается целостная картина изучаемого предмета. Как следствие, мы получаем то, что имеем. Наши студенты не способны знать место каждого элемента учебной дисциплины в том, чего у них нет, а именно: системы. В конечном итоге мы имеем непонимание. Напомним, что пониманием называется знание места элемента в системе.
Но какова степень непонимания, каково незнание места элемента в системе сведений? Эта степень зависит от качества подачи учебного материала и способности к синтезированию.
Почему такое положение дел существует? Прежде всего, из-за необученности преподавателей давать системно, целостно учебный материал. Как быть? Что делать?
Конечно, обучать этому наших преподавателей. Какие знания должны они освоить? Сначала, знание логики, на основании которого у преподавателей должно быть сформировано базовое умение, которым является умение классифицировать. Оно включает в себя все знание логики и методологии. В имеющихся курсах логики на все это уделяется ничтожно малое внимание. Отсюда мы получаем чудовищные «классификации», в которых нарушаются самые элементарные требования, не говоря уже о более тонких деталях.
Понимание более тонких деталей невозможно без способности различать два вида мышления, а именно: механического и органического. Мышление механическое, т.е. «то, которое берет различные понятия в их отвлеченной отдельности» [1]. Мышление же органическое рассматривает предмет в его всесторонней целостности» [1]. Применяя нынешнюю терминологию, здесь идет речь о интегративном подходе. Все, на что способно механическое мышление – это сопоставлять и комбинировать элементы знания. Органическое мышление дает возможность представить знание в виде развивающегося динамического процесса.
Механическое мышление применимо на этапе расчленения знания, детальной проработки каждого элемента знания, органическое же мышление представляет все эти элементы в единстве.
Такое мышление не дает увидеть изучаемую дисциплину как организм, оно представляет наши знания как груду разрозненных частей в анатомическом театре. Отсюда и результат - наши студенты интуитивно отвергают такую «анатомию».
Какой же выбрать способ преподавания, который бы давал целостное видение предмета?
А тот, который предлагает органическое мышление. Как это органическое мышление применить в педагогике?
Один из вариантов такого применения, соединения органического мышления и методики изучения языка предлагается в моих работах [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].




Список литературы:

1. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2., - М.: «Наука», 1989.- С.91.
2. Захаров А.А. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут. - М.: Московский философский фонд, 2004. – 56 с.
3. Захаров А.А. Двенадцать времен за двадцать четыре минуты. - М.: Московский философский фонд. 2004. – 56 с.
4. Петров Ю.Ф., Захаров А.А. Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. – 167 с.
5. Петров Ю.А. Захаров А.А. Общая методология мышления (для тех, кто хочет качественно написать диссертацию). 2-е изд. – М.: Московский философский фонд. 2004. – 56 с.
6. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта (алгоритм подготовки диссертации). Изд. 6-е. – М.: Московский философский фонд. 2005, - 47 с.
7. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию. СПб.: «Питер». 2004. – 148.
8. Сайт автора: www.zaharov.ozersk.info

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений