On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Старшина команды


Сообщение: 135
Зарегистрирован: 19.04.10
Откуда: Россия, Озерск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.10 22:52. Заголовок: Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений


Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений
http://bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=276&binn_rubrik_pl_articles=121<\/u><\/a>


ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА ПОНИМАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Б. М. Бим-Бад, Л. Е. Стрельцова

Памятка по решению литературных задач

1. Перескажи содержание и вопрос задачи своими словами. Проверь, не упустил ли ты какого-нибудь из условий или не ввел чего-нибудь дополнительного от себя, чего нет в тексте и вопросе задачи.

2. Как можно ярче и яснее представь себе события, действующих лиц, их внешность, поступки, манеру говорить и т. д., всё, что относится к задаче.

3. Проверь, не противоречат ли твои представления тексту произведения.

4. Отвечая на вопрос задачи, ищи слова и отрывки в изучаемом произведении, которые заставляют тебя думать так, а не иначе.

5. Ответь себе на вопрос, могут ли эти слова в других случаях иметь иное значение. Сопоставление с какими другими местами в произведении заставляет тебя выбрать именно эти, а не другие возможные значения?

6. Проверь, является ли твое решение ответом на вопрос задачи. Полон ли ответ, все ли данные произведения ты учел при ответе ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Проверь, правилен ли твой ответ. Посмотри, совпадает ли твое решение с другими событиями, поступками, высказываниями, описаниями, данными в произведении.

8. Проверь, готов ли ты ясно и убедительно изложить доказательство решения.

---------------------------------------------------------

Задачи
к повести "Дубровский" А. С. Пушкина1


*

"Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров." Так начинается повесть. Скажите, какие слова помогают нам предположить, что Троекуров очень богат? Какое слово свидетельствует о знатности Кирилы Петровича?

*

Продолжая чтение, мы получаем подтверждение полученным из первой фразы сведениям об этом помещике: ’"Его богатство, знатный род и связи (вспомните: "старинный русский барин") давали ему большой вес в губерниях (множественное число!), где находилось его имение."

Но в этом предложении заложена и характеристика Троекурова. Докажите это, обратив внимание на то, что Пушкин счел необходимым не просто сообщить о "большом весе", который имел Троекуров в своих губерниях, но уточнить, что именно придавало ему вес.

*

Какое чувство может возникнуть у читателя по отношению к человеку, который, как это бывало с Троекуровым, "Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе"?

*

Покажите, что в устах старого кучера Антона русское cлово приобретает красоту, отличается точностью, а речи Троекурова оставляют впечатление косноязычия.

Какие мысли хотел передать автор читателю с помощью этой речевой характеристики героев?

*

В следующем отрывке отыщите слова, показывающие, что А. С. Пушкин видел несколько причин появления таких отвратительных и страшных людей, как барин Троекуров:

"Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения ... В домашнем быту Кирила Петрович высказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума".

Назовите эти причины. Которую из них вы считаете главной и почему?

*

Какой смысл вложим мы в слова "старинный русский барин" после того, как дочитаем повесть до конца и все узнаем о Троекурове?

*

Чтобы глубоко понять повесть, важно живо и полно представить себе все лучшее, что было в старом Дубровском. За что мы сочувствуем ему? Как относится автор повести к Андрею Гавриловичу Дубровскому, к его недостаткам и достоинствам ? Почему вы думаете так, а не иначе ?

*

Чем было вызвано и как проявилось негодование крестьян Дубровского? Какие детали поведения заседателя суда Шабашникова свидетельствуют о грозной силе народного возмущения? Каким предупреждением и предсказанием дворянам того времени служит сцена бунта в Кистеневке?

*

Когда Владимир Дубровский убеждал крестьян не трогать чиновников, он сказал: "Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети."

Однако вместо просьб и прошений Дубровский стал "грабить помещичьи дома и предавать их огню."

Автор не противопоставляет слова и дела Дубровского прямо. Но мы понимаем, что эта "забывчивость" Дубровского имеет глубокий смысл. Какой?

*

Как характеризует няню Егоровну ее письмо Владимиру, встреча, которую она оказала молодому Дубровскому, и ее слова, обращенные к больному старому барину:

"Зачем ты встал с постели, на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди" (глава III)?

В самом конце повести есть слова, позволяющие проверить читателю, правильно ли он разгадал по названным поступкам характер Егоровны. Найдите эти слова и скажите, о чем они свидетельствуют и как помогают лучше представить себе облик этой простой русской женщины.

*

Отчасти уже в I и, главное, в III главе повести заложены некоторые сведения о Владимире Дубровском и Маше Троекуровой. Найдите их. Какие события предвещают они и почему вы так думаете?

*

Из писем матери Владимира его отцу, направленному из Кистеневки в армию во время турецкого походами, из портрета ее предстает перед нами образ прекрасной женщины.

Какие достоинства ее особенно подчеркивает автор повести ?

Почему помогает нам этот образ лучше понять отказ Маши от свободы, которую так поздно, с ее точки зрения, предложил ей Дубровский?

Сочувствует ли автор твердости Маши? Как вы узнали?

*

По каким многочисленным и разнообразным признакам, мы узнали, что среди многих проблем, поднятых Пушкиным в повести, важное место занимает проблема человеческого достоинства ?

*

Какая мысль о влиянии "дикого барства" на людей возникает при чтении слов:

"С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.".

Какое важное событие в сюжете повести предвещают эти слова?



К стихотворению М. Ю. Лермонтова "Парус"


*

Стихотворение "Парус" наводит на размышление о людях, презирающих покой и ищущих битвы, мятежа, бури.

Сочувствует ли им поэт? Гордится ли ими? Обоснуйте свой ответ.

*

Пусть жизнь человека протекает в достатке, пусть покой и даже красота окружают его, но он не может быть счастлив в одиночку, не может быть доволен счастьем для себя.

Пусть враждебные силы неизмеримо могущественнее его, но он принимает бой, он хочет померяться силами со слепой и неудержимой стихией.

Пусть даже гибель! Зато он будет сражаться, он не будет рабом!

Докажите, что в стихотворении "Парус" заложены эти мысли. Покажите, что они выражены гораздо сильнее и красивее, чем это можно сделать прозой.

*

Какой бы вам хотелось услышать песню на стихи "Паруса", бодрой, веселой или томительно-грустной ? Какие строки следовало бы пропеть с особой выразительностью и силой ? Почему именно эти строки ?


Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.


*

"... и казаки, прилегши несколько к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только быстрая молния сминаемой травы показывала бег их."

Какая картина украинской степи, что была домом, колыбелью и могилой казака, степи, что воспитывала, выковывала его характер, возникает в воображении, когда мы читаем эти строки?

Как метафора "молния травы" помогла нам представить людей, покоряющих эту "сказочно-богатырскую степь"?

*

Какую сторону повести можно охарактеризовать словами Гоголя обо всей истории Украины, в которой имеется "и поток речей неугасимой отрасти, и решительный, отрывистый лаконизм силы и свободы, и ужасный, дышащий мщением порыв, и грубые суровые добродетели, и железные, несмягченные пороки, и самоотвержение неслыханное".

*

В повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголь часто использует сравнения, чтобы выделить ту или иную черту своих героев.

Так, о матери Остапа и Андрия он пишет: "Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими...". "Но, когда выехали они за ворота, она, со всей легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...".

Встретившегося казакам в степи татарина Гоголь описывает так: "Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек".

О запорожце, первым попавшемся на пути Тараса в Сечи, Гоголь пишет: "Запорожец, как лев, растянулся на дороге".

Что общего в характере всех этих сравнений? Найдите в тексте повести другие сравнения и посмотрите, сохраняется ли и там характер сравнений, обнаруженный вами. Почему подобные сравнения значительно помогают нам понять образы героев повести?

*

Силу, красоту к мужество Остапа н Андрия в момент сражения показывает Гоголь с помощью сравнений.

"Как плавающей в небе ястреб, давший много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный, на одной месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги перепела, так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего..."

Об Андрии Гоголь пишет: "А он, между тем, объятый пылом и жаром битвы,... понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник - и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись на бок всем телом, взрывая снег и в десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево".

Но Остап и Андрий в разных станах. Первый с казаками, второй с ляхами. Покажите, как сравнения подчеркивают разницу между братьями.

*

Докажите, что чувства владеют Андрием сильнее, чем разум, а Остап - не просто более сдержанный, но еще и более умный, осмотрительный человек. Материал для доказательства возьмите из описания боя.

*

Образ Тараса Бульбы глубоко врезался в сознание нашего народа, создавшего пословицу: "Отыскался след Тарасов!" Объясните смысл этой пословицы, учитывая, что особенно часто приводами ее в годы Великой Отечественной войны (Указание. - Слово "след" означает здесь "наследник").

*

Если Тарас - наиболее законченный тип казака-патриота, то зачем даны в повести Остап и Андрий? Какую мысль несут в себе образы Кукубенко, Мосия Шило и всего казачества?

*

Как доказать, что казачье войско - не фон, не историческая декорация в повести, а один из главных его героев?

*

Припомнив былину об Илье Муромце, расцените, какое впечатление создается о запорожских казаках в результате прямого заимствования былинных средств изобразительности в описании сражения с поляками: "Где прошли незамайновцы - так там и улица, где повернулися, - там уже и переулок.".


Н. А. Некрасов. На Волге.


*

Восстановите, исходя из отдельных намеков и из общего смысла поэмы, мечты и планы молодого Валежникова.

*

Валежников говорит о себе:

"Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока розданного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба."

Какое значение вложено здесь в слово "раб"? Как объединяет это слово Валежникова и бурлаков ?

*

Какие стихи в поэме создают контраст между величием, свободными просторами, красотой родины и неволей, страданиями ее сыновей? Какой образ помогает создать этот контраст ?

*

Мальчиком еще потрясенный Валежников подслушал разговор бурлаков:

"... Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще..."

Он замолчал и навзничь лег,
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной ..."

Что значили слова бурлака, которых не мог понять тогда маленький Валежников?

*

Краткое упоминание о приказчике, бегающем со своей спутницей по палубе "расшивы" (баржи), усиливает трагическую ноту поэмы. Почему? Ведь в самих словах о приказчике нет ничего грустного, напротив, эпизод этот как бы пронизан солнцем и радостью.


А. П. Чехов. Толстый и Тонкий.


*

В рассказе "Толстый и Тонкий А. П. Чехов оставляет двух приятелей безымянными. Имеет ли этот факт значение для понимания авторского отношения к героям?

Какую обобщенную мысль об обществе выразил Чехов одной этой деталью ?

*

Какое качество своей жены ценит Тонкий больше воего? Как вы узнали?

*

Рассказ "Толстый и Тонкий" делится на две части. Первая часть кончается словами: "приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. были приятно ошеломлены".

Вот заключительные слова второй части того же рассказа: "Тоникй пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены".

Вчитываясь в каждое слово рассказа, докажите, что в первой части описывается встреча двух людей, а во второй - встреча двух чиновников.


М. А. Светлов. Гренада.

*

Что такое малахит? Где он встречается? Что хотел подчеркнуть поэт, называя молодую траву "степным малахитом"?

*

Отряд конников, обнажив сабли, неудержимо мчится на врага. Бойцы громко поют лихую, широкую песню: "Эх, яблочко, куда ты катишься,..".

В боях много героев сложило голову, погибло с песней на устах. Их предали земле. Вместе с ними трава покрыла и схоронила их песню. Тихо, шагом идет эскадрон...

Давно это было. Но и сейчас под степной зеленой травой хранится "Яблочко" - песня.

Покажите, что все сказанное действительно содержится и лучше, точнее, короче, красивее, сильнее передано в одном только первом восьмистишии стихотворения "Гренада":

"Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях,
И "Яблочко" - песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая -
Степной малахит."

*

В первых четырех строчках стихотворения Светлова найдите точное созвучие возгласу "Ах" (начало пятой строки). Какой смысл рождается из этого созвучия?

*

В последней строфе стихотворения ’"Гренада" Светлов повторяет несколько раз:

"Не надо, ребята о песне тужить,
Не надо, не надо, не надо, друзья!"

Но в той же строфе скрыто прямо противоположное утверждение? Отыщите его.
---------------------------------------------------------------------------------

Публикуется с изменениями по кн.: Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (экспериментальный дидактический материал - VI класс) / Под редакцией И. Я. Лернера. Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР; Лаборатория общих проблем дидактики, 1971. - 31 с.

1 В скобках приводится комментарий составителей.
==========================

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений