ПРОТОКОЛ № 1
МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА КАФЕДРЫ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
от 20.10.2010 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: Захаров А.А., Захарова Т.Г., Подзолкова Н.А., Липчинская Т.С., Яровой Г.В., Кондратьев А.Б.
СЕКРЕТАРЬ: Калужина Т.С.
ПОВЕСТКА ДНЯ: «Компьютерные тренажеры в учебном процессе».
СЛУШАЛИ: профессора, д.ф.н. Захарова А.А.
Приглашаю обсудить идею внедрения компьютерных обучающих тренажеров нового поколения в учебном процессе.
На первый взгляд наше пособие выглядит как система тестовых заданий. Да, наша задача действительно состоит в проверке знаний, но в чем состоит отличие? Привычные с некоторых пор тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин относится оценка?
Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сложения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно говорить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»).
К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемости. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выставляется оценка.
Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это - понятно, привычно и просто.
Но почему же не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть и не ясно, в чем состоит порочность? Стремление измерить успехи своих подопечных – это хорошо, законно, правильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему необходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют собой специфические единицы содержания обучения, во-вторых, определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной , так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необходимых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имеющихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время.
При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не только семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время.
Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполнения которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени (ТЗВ).
Кому интересна наша концепция, присоединяйтесь к нам.
http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm<\/u><\/a>
На основании изложенного материала состоялась дискуссия:
ЯРОВОЙ Г.В.: А не превратит ли такой подход к теоретическим дисциплинам их содержательную сторону в чисто формальный навык? Например, для осмысления ряда исторических или философских проблем не существует «оптимального», как Вы говорите, времени. Такое осмысление нельзя совершить быстро и раз и навсегда заданным образом. Не есть ли это механическое «натаскивание»?
ЗАХАРОВ А.А.: Не забывайте об очень существенном диалектическом законе о переходе количества в качество. Для того, чтобы произошло осмысление каких-либо фактов, необходимо, чтобы сами факты были в голове. А как поместить факты в голову, чтобы они там задержались и можно было свободно оперировать. Только многократным повторением.
ПОДЗОЛКОВА Н.А.: Правильно ли я поняла, что компьютерные тренажёры носят именно пропедевтический характер? Они помогают освоиться с материалом, но не заменяют процесс осмысления и понимания.
ЗАХАРОВ А.А.: Совершенно верно. Но не менее важную роль они несут при повторении давно пройденного, освежении в памяти материала, который однажды был выучен. В этом отношении случаются удивительные вещи: начиная работать на тренажёре, студент вдруг понимает суть предмета, которая, оказывается «ускользнула» от него в процессе предыдущего обучения.
В результате дискуссии кафедра признала необходимым и целесообразным использование компьютерных тренажёров в учебном процессе по гуманитарным дисциплинам в качестве одного из методов прочного освоения учебных единиц. Преподавателям предложено адаптировать методики, предложенные профессором А.А. Захаровым, для своих дисциплин.