On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 40
Зарегистрирован: 22.11.10
Откуда: рф, москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.11 14:03. Заголовок: Проблемы и общие условия, порождающие коррупцию



Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции. Экономические условия развития коррупции. Социально-психологические условия коррупции.
Социальные программы, гуманитарная помощь, распределение бюджетных ресурсов, управление государственными активами и пакетами акций, квотирование, выдача разрешений, оценка стоимости товара или ущерба, управление недвижимостью и рынком земли, ценообразование, государственные закупки – коррупция имеет место в этих и многих других сферах и операциях. Несмотря на все их разнообразие, есть несколько параметров, которые резко увеличивают вероятность возникновения коррупции.

§ 1. Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции.
Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным.
К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации и особенно переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, относятся следующие:
1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Другое обстоятельство - преодоление слияния власти и экономики, свойственно тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.
2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм низовой коррупции. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее присутствие государства в экономике, отсутствие четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть - сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.
3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в России начало приватизации (ее партийно-номенклатурный этап) проходило вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.
Если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса - фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталось, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодарнейшей почвой для коррупции. До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам - коммерсантами.
Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
• противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
• незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
• отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
4. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Речь идет прежде всего об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты, и следовательно система управления, отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, тем легче в ней угнездиться коррупции.
На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные. Неэффективность государства проявляется в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная система отбора и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных. Нередко прямое делегирование "агентов влияния" из коммерческих структур в административные.
5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:
• несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;
• неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;
• несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний.
Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.
Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма - с другой стороны. В результате снижаются шансы политической нестабильности. Фиктивная политическая жизнь, невозможность политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.

§ 2. Экономические условия развития коррупции.
Вмешательство государства в экономическую жизнь общества позволяет, с одной стороны, устранить диспропорции и провалы, порожденные рынком, основанном на принципе свободной коррупции. Однако, с другой стороны, государственное регулирование экономики расширяет возможности для развития коррупции, так как появляются новые сферы деятельности для государственных служащих. Вследствие этого каждое современное государство стоит перед дилеммой: необходимостью регулирования экономической жизни общества в целях повышения ее эффективности и возможностью роста уровня коррупции в среде государственных служащих, осуществляющих этот процесс; или же стихийно функционирующая рыночная экономика с присущими ей неэффективным распределением ресурсов, диспропорциональностью в развитии и социально-экономическими потрясениями и ограничением условий для коррупции в сфере государственного управления. В этой связи коррупция может выступать в несколько необычной роли, а именно как индикатор, который позволяет видеть, насколько успешно или, наоборот, неэффективно государство справляется с поставленными целями и задачами в области регулирования экономической жизни общества.
Данная проблема может быть рассмотрена и в другой плоскости. В каком случае общество понесет наименьший ущерб? От провалов, порождаемых стихийно функционирующим рынком или же от провалов вследствие коррупции в сфере государственного управления экономикой? Историческая практика показывает, что современные экономически развитые страны с 30-х гг. ХХ века выбрали для себя смешанный тип экономики, базирующийся на сочетании возможностей рынка и государственного регулирования хозяйственной деятельности. Коррупция в данном случае является неотъемлемым элементом общества, но ее масштабы зависят от желания и умения государства и самого общества бороться с ней.
В России в экономической сфере в 90-е гг. происходили бурные изменения, в результате чего появился целый ряд новых сфер и форм активности, к которым труднее всего приспосабливались государственные и общественные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Фондом "Индем", приводится перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.
1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Еще на начальных стадиях около 30% всех постановлений по приватизации, по данным правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров. По данным МВД, каждое десятое должностное преступление из числа выявленных в период с 1994 г. по середину 1997 г. совершалось в сфере приватизации (5600). Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества. К этому придется добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц. Не случайно именно приватизация стала последнее время полем для политических схваток, в которых главное оружие - компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.
2. Распределение бюджетных средств - еще одна благодатная сфера для коррупционеров. По свидетельству экспертов, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределения бюджетных средств. Этому благоприятствует неуклюжая налоговая система, согласно которой деньги, собираемые в регионах, должны попасть в федеральный бюджет, а потом снова вернуться в регион в виде трансфертов. Коррупцию подстегивает нереальный и нереализуемый бюджет, который позволяет чиновникам решать, кому сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. По той же причине недофинансирования создаются внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции с которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в регионах питает коррупцию на этом уровне. Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До последнего времени и здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию.
3. Предоставление эксклюзивных прав (льгот, в том числе по экспорту и импорту, налогам, лицензирование и т.п.) - благодатнейшая почва для коррупции. При подготовке проекта концепции Административной реформы производилось анкетирование правительственных ведомств, и среди прочего анкета содержала вопрос о полномочиях, которых не хватает ведомству. Право выдачи лицензий было в числе наиболее распространенных пожеланий. К этой же категории следует отнести такие коррупциогенные рычаги, как отсрочки налоговых платежей, предоставление льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров, предоставление государственных гарантий, бюджетные преференции, реализуемые через "бюджет развития". Региональные власти не уступают федеральным в использовании права предоставления льгот для получения взяток.
4. Банковская сфера в России начала преобразовываться одной из первых - на рубеже 80-90-х гг. фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Естественно, что и здесь коррупция пустила глубокие корни. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов с наличностью (а затем - чемоданчиков) помогло перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим, более утонченным формам благодарности.
5. Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности. Именно поэтому из общего числа должностных лиц, привлеченных к ответственности за деяния, которые можно квалифицировать как коррупцию, законодатели составляют не более 3%.
6. Правоохранительные органы и экономическая преступность, сращиваясь, создают среду, которая является существенным препятствием для борьбы с коррупцией. Создаются "комплексные бригады", зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу ("по совместительству") в коммерческие структуры и создания таковых под патронажем стражей порядка. Родственники чиновников высокого ранга из таможенных или налоговых органов вдруг, независимо от квалификации, оказываются на весьма денежных должностях в коммерческих структурах. (Не менее удачливы и родственники некоторых высокопоставленных служащих из других органов власти.).
7. Сфера налогообложения. Сложность и жесткость налоговой системы, с одной стороны, невозможность государства полностью контролировать им же принятые законы - с другой, толкнули как организации, так и отдельных предпринимателей в теневой бизнес, размеры которого стали вполне статистически значимыми. Все это создало питательную среду для коррупции. Анализ практики выявления, предупреждения и пресечения факторов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции показывает, что преступные структуры пытаются перенести в сферу налогообложения отлаженную в других отраслях систему взяточничества. Проблема борьбы с коррупцией в указанных ведомствах приобретает все более острый характер.
Большинство проявлений коррупции связано с получением взяток, нередко носящих замаскированный характер. Так, в республике Тува были выявлены факты сокрытия налогов в особо крупных размерах на предприятиях АО "Тува-Лада" (179 млн. руб.), АОЗТ "Тува-снабсервис" (155 млн. руб.), в кооперативе "Таврия" (50 млн. руб.), сложившиеся в результате занижения выручки путем продажи автомобилей по низким ценам "нужным" людям из числа высокопоставленных чиновников.
Противоправные проявления в налоговых органах выражаются и в иных формах, от нарушения служебной этики, малозначительных правонарушений, оказание "безобидных" услуг предпринимателям до вступления в противоправную связь с преступными элементами, совершения вымогательства материальных средств и активного участия в предпринимательской деятельности с использованием служебного положения.
Характерным поведением сотрудников налоговых органов стало совершение должностных подлогов в угоду коммерческим структурам (переписывание актов проверок, выдача финансовых справок и пр.).
Получают распространение внеслужебные отношения работников налоговых органов и налоговой полиции с представителями хозяйствующих субъектов, которые порой переходят в консультации по уходу от налогов, выражение просьб к коллегам по работе о содействии той или иной коммерческой структуре.
Настораживают выявленные факты устойчивых законспирированных связей сотрудников налоговых органов с предпринимателями, работающими под контролем преступных группировок, многочисленные случаи сманивания сотрудников на работу в коммерческие структуры за высокую зарплату, занятие сотрудников налоговых органов предпринимательской деятельностью.
8. Таможенная сфера. По неофициальным данным, нелегальные доходы обычного российского таможенного поста достигают $400 тыс. в месяц. И этим довольны как сами таможенники, так и импортеры. Ведь неофициально товар растаможивается и дешевле, и быстрее. Коррупция на таможне приобрела все черты бизнеса. Никто давно не сует мятые доллары инспектору. Существуют фирмы - таможенные брокеры, которые оказывают услуги по таможенной очистке вашего груза. Скажем, за фуру с любым грузом (12 тонн) вы вполне официально платите в кассу фирмы-брокера $3-5 тыс. Из них $500-1500 поступят в бюджет, а остальные - в доход таможенных специалистов. Разумеется, они поделятся с таможенниками - в виде регулярной зарплаты, передаваемой им в конверте или на кредитную карточку. Все устроено, как в обычной и привычной коммерческой структуре.
9. Призыв на военную службу последние годы проходит с постоянными трудностями. В связи с этим будет небезынтересно узнать, что, по предварительным подсчетам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.
В добавление к перечисленному, приведем еще ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией:
• сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
• выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
• разрешение на строительство и наделение земельными участками;
• контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого страдает мелкий бизнес в России.
Взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях. Первый - когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:
• сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;
• незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;
• сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;
• усложненность бюрократических процедур;
• монополия ведомств на предоставление услуг;
• структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги.
Второй случай, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствуют следующие условия:
• отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;
• неадекватность шкал штрафов, способствующая уклонению от их уплаты с помощью взяток.

§ 3. Социально-психологические условия коррупции.
На масштабность коррупции большое влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, царящая в обществе. Значительная часть государственных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых им предстоит сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. К принятию противоправного решения их могут подталкивать следующие социально-психологические факторы:
1. Информационная среда, формирующая снисходительное и даже поощрительное отношение к коррупции. Честный государственный служащий, который каждый день слышит и читает, что известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности для личного обогащения, что "У нас берут все!", может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. В этой атмосфере он не видит сдерживающих факторов для своего личного обогащения. Ему остается только дождаться удобного случая для своей "реабилитации".
2. Ощущение политической и экономической нестабильности, что подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на капитал экономический.
3. Несоответствие заработной платы сложности и ответственности выполняемого служащим труда, неэффективная система социальных гарантий.
4. Несправедливость при продвижении по служебной лестнице.
5. Слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные проступки.
Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей актикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настольно обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения. В переходные периоды плавное вхождение в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.
Например, в прежней системе существовал особый вид ценных бумаг - документы, снабженные разными визами, резолюциями и "уголками" с грифами от Политбюро до сельсовета. Они допускали неформализованную конвертацию властного капитала в экономический. Эта практика сохранялась во всех ветвях и уровнях власти и с огромным трудом изживается сейчас.
Устоявшиеся демократические традиции допускают конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов), но в своих развитых формах препятствует конвертации властного капитала в экономический.
Специфика переходного периода - смещение традиционных и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.
http://www.proknadzor.ru/law/corrupt/chapter2.html
Молодежный союз юристов. Правовой всеобуч.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 42
Зарегистрирован: 22.11.10
Откуда: рф, москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 21:47. Заголовок: Коррупционная (?) онкология


Сегодня коррупция превратилась в главный тормоз развития российского общества, реально угрожая целостности государства и национальной безопасности.
Тесное переплетение так называемого рынка и государства сформировало систему всеобщей коррупции. В стране все высшие руководители государства, члены правительства, губернаторы, чиновники являются одновременно председателями Совета директоров крупнейших фирм, банков, корпораций и объединений или членами таких советов. Стоит ли удивляться после этого, что высшие чиновники от лица государства во время кризиса, "распилив" бюджетные деньги, бросили огромные финансовые средства на спасение именно этого сектора экономики, и в первую очередь банковского капитала. Результат известен: за кризисный год число миллиардеров в России удвоилось.
Ведь не случайно на известном сайте Викиликс американские дипломаты подчеркнули, что Россия в их представлении фактически является бандитским государством, в котором государственная власть полностью срослась с организованной преступностью.
Государственный механизм захлестнули метастазы коррупции. Без взятки ничего не происходит. Без взятки нельзя ни родить ребенка, ни похоронить старого человека. Сегодня коррупции подвержены все составляющие государственного аппарата - от дачи взятки для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. В коррупции погрязли таможенные службы, медицинские организации, милиция, прокуратура, армия, судебные, налоговые органы, школы, ВУЗы, органы лицензирования и т.д. Это вынужден признать и президент страны. В течение 2010 года Д.Медведев четыре раза проводил Совет по противодействию коррупции. Однако ситуация только усугубляется.
Первое место по коррупционным преступлениям занимают представители правоохранительных органов - МВД, прокуратуры, Следственного комитета – 34%. На втором месте Вооруженные силы – 15%. На третьем – органы местного самоуправления. На четвертом - органы Минздравсоцразвития. В 2010 году за коррупцию к уголовной ответственности привлечено 120 следователей, 12 прокуроров, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов и один депутат Государственной Думы. Всего свыше 10 тысяч человек. Министр внутренних дел Р.Нургалиев заявил, что количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах в 2010 году выросло на треть по сравнению с 2009 годом. Понятно, что это капля в море от тех реальных масштабов коррупции, которые на самом деле имеют место в обществе. Если в 2007 году расследовалось 11 тысяч коррупционных преступлений, то в 2008 году – 12 тысяч, в 2009 году – 13 тысяч, в 2010 только расследовалось свыше 14 тысяч подобного рода преступлений.
Россия завалила жалобами Страсбург, поскольку в стране нет правосудия. Наши граждане просто поставлены на колени произволом судебного беспредела. Это показывает глубокую деградацию власти, что вызывает большие сомнения в возможности справиться со спрутом коррупции. Руководитель Следственного комитета РФ А.Бастрыкин сообщил, что за три года существования этого ведомства к уголовной ответственности были привлечены 54 руководителя комитета, 300 человек изгнали по отрицательным показателям, несколько тысяч следователей и референтов дисциплинарно наказаны, одна четверть руководителей заменена. "Такова печальная статистика, но другого выхода мы не видели", - подчеркнул А.Бастрыкин.
За недолгий срок своего существования госкорпорации сумели прославиться скупкой непрофильных активов, размещением "временно свободных" средств на банковских депозитах и сногсшибательными суммами зарплат и бонусов. Госкорпорациям предоставлено право заключать контракты без согласия Наблюдательных советов на сумму до 65 млрд. рублей!
Коррупция разъедает систему образования и науки. Один из высших чиновников министерства образования В.А.Хлебников, директор Центра тестирования министерства, создатель технологии пресловутого ЕГЭ обвинен прокуратурой в присвоении 60 млн. рублей. В отношении 186 руководителей российских учебных заведений возбуждены уголовные дела. Привлечены к ответственности 8 секретарей и членов приемных комиссий, 7 ректоров, проректоров и деканов. Всего выявлено 3535 преступлений, в том числе 1438 по фактам должностных преступлений. Возбуждено 597 уголовных дел по фактам взяточничества, 869 - по фактам хищений и нецелевого использования средств. Сумма ущерба составила более 100 млн. рублей. Однако по данным ЮНЕСКО сумма взяток в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 млн. долларов.
Спираль коррупции все круче становится вокруг введенного ЕГЭ. В 2010 году средняя стоимость всего пакета ЕГЭ на "отлично", необходимого для поступления в ВУЗ, достигла 150 тысяч рублей. В Москве стоимость одного предмета ЕГЭ на "отлично" составила около 60 тысяч рубле, в регионах - 30 тысяч рублей.
Председатель Счетной палаты РФ С.Степашин обнародовал официальные данные об общей сумме разворованных чиновниками средств в 2010 году, которая составила 580 млрд. рублей. Дополнительно более 200 млн. рублей украдено при подготовке Олимпиады в Ванкувере. Если к этой сумме приплюсовать 1 трлн. рублей, разворованных при госзакупках, то получится, что в 2010 году, как минимум, пятая часть федерального бюджета была «приватизирована» чиновниками.
Онкология коррупции ставит под большое сомнение реализацию всех инициатив президента по модернизации и обновлению общества, уничтожает экономику не только внутри страны, но и отталкивает иностранных инвесторов. Как следствие растет социальная напряженность в обществе. Власть говорит: давайте жить, как в Европе и в Америке. Но средняя зарплата в России сегодня в восемь раз меньше, чем в ЕС, а пенсии в 13 раз меньше. Доходы 10 процентов самых богатых и самых бедных отличаются почти в 20 раз, в Москве - в 40. В Европе же эта разница нигде не превышают 3-5 раз.
С каждым днём в Российской Федерации ухудшается экономическая безопасность. Уничтожено 72 тысячи производств. Страна лишилось в первую очередь наукоемких производств. При этом Россия потеряла сотни тысяч лучших ученых и специалистов, которые в настоящее время трудятся за рубежом. В мировой торговле наукоемкой продукцией доля России составляет всего лишь около 1%. Доля промышленности в ВВП сократилась до 14 процентов. Объем выпускаемой в стране продукции сегодня составляет примерно 3-3,5 процента от валовой продукции мира. Советская Россия, хочу напомнить, выпускала более 8% процентов мирового производства продукции.
Идет нещадная эксплуатация советского производственного потенциала. Недавно власть вынуждена была признать, что износ основного оборудования в целом ряде отраслей превысил 80%. Обновление фондов, которое должно идти темпом минимум 10 - 15 процентов в год, топчется на 2-3 процентах. Деиндустиализировав промышленность и сельское хозяйство, бессмысленно говорить о модернизации экономики, и все инициативы президента в этом направлении обречены на провал.
Энергетической безопасности страны коррупционерами нанесен смертельный удар. Разрушена Единая энергетическая система России. У нас две трети страны находится на вечной мерзлоте. Поэтому для нас вопрос энергетического обеспечения - это вопрос выживания. Ещё недавно в Москве был 20-процентный запас мощностей, сегодня почти такой же самый дефицит. Этот дефицит будет только увеличиваться из-за вывода из эксплуатации мощностей, в том числе и в связи с учащающимися авариями. Серьезным сигналом стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, главная причина которой жадность собственников, для которых прибыль важнее даже жизни людей, погибших в результате этой аварии. В аварийное состояние приведен и каскад волжских станций. Все задвижки находятся в критическом состоянии, 8 из 10 генераторов практически выработали свой ресурс. Большинство энергетических блоков атомных станций, построенных еще в советское время, выработали свой эксплуатационный ресурс, что грозит последствиями Чернобыля и всем тем, что весь мир сегодня наблюдает на АЭС Японии.
Советская страна не зря построила 15 авиационных заводов. Она производила 1500 летательных аппаратов в год. Только, например, Казанский завод один делал 50 штук таких гигантов как Ту-160. Сейчас за три года не могут собрать два самолёта. Такая картина и на других заводах. Компании гражданской авиации закупают подержанные самолеты зарубежных фирм, подвергая опасности авиапассажиров.
Исключительно важно значение имеет и финансовая безопасность. Страну расхитители народных средств затащили в долговую яму. Только на обслуживания долга в 2011 году потребуется более 280 миллиардов рублей. Это суммарный бюджет ЖКХ, спорта, культуры, средств массовой информации и экологии вместе взятых. Через два года для этой цели уже потребуется около 900 миллиардов рублей.
Чтобы закрыть бюджетные дыры и продолжить грабеж на распродажу выбрасывается 900 крупнейших предприятий, в том числе и стратегических. Среди них Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), «Транснефть», "Роснефть", "Зерновая компания", "Аэрофлот", "Связьинвест", "Совкомфлот", "РусГидро" и т.д. В то же время, как об этом сказал Г.А.Зюганов, такие фирмы как "Витол", доход ее составит в год почти 230 миллиардов долларов, фирма "Глинкур" - 140 миллиардов долларов, фирма "Гунвор" - почти 70 миллиардов, т.е. суммарный доход этих фирм 13 с половиной триллионов рублей, или почти в два раза больше, чем доход федерального бюджета, выкачивают из страны посредством сырьевых ресурсов и баснословно обогащаются. Но власть закрывает на это глаза, и даже не хочет, чтобы на эту олигархию вводили прогрессивный налог.
Мы могли бы получить огромные доходы за счет, например, госмонополии на водку и табак. В царское время госмонополия на водку давала 30 рублей из сотни, в советское - 25, сейчас дает 80 копеек, всё остальное достается водочной мафии, которая примерно за счет паленой водки каждый год травит 40 тысяч наших граждан, в три раза больше, чем погибло в афганской десятилетней войне.
Исключительную остроту приобрела демографическую безопасность. За годы реформ почти на 10 млн. человек сократилось численность населения России. Сегодня из 140 миллионов российских граждан более миллиона беспризорники и бомжи. Около двух миллионов детей не пошли в школу 1 сентября, более шести миллионов наркоманов, из них около 100 тысяч гибнет каждый год, почти столько же алкоголиков, 12,5 миллионов инвалидов, их недавно было в два раза меньше, 35 миллионов пенсионеров. И только 25 миллионов работает в реальном секторе производства.
Россия даже в мирное время лишилась своих территорий. Речь идет об территориальных уступках Китаю и Норвегии, в интересах которой отдано сотни тысяч квадратных километров северного морского шельфа. И только с течением времени может быть станет известно, за какие откаты сделаны эти уступки. Что может ожидать Россию в ближайшем будущем сегодня можно видеть на примере Ливии, где лауреат Нобелевской премии мира Обама и миротворец Саркози, ради захвата контроля над ливийской нефтью, бомбят мирное население суверенного государства, прикрываясь лживым аргументом защиты этого самого мирного населения.
Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам.
Обостряется проблема загрязнения почв, поверхностных и подземных вод нефтью и нефтепродуктами. Общий объем загрязнений от нефтедобывающей отрасли сейчас составляет 1,2 млрд. тонн нефтеводяных эмульсий. Каждый год дополнительно загрязняется около 30 тыс. га земли.
И, наконец, политическая безопасность, как интегральная оценка стабильности функционирования всех политических институтов власти. Сегодня политическая безопасность находится в состоянии неустойчивого равновесия. Не так давно на Всемирном экономическом форуме, который проходил в Ярославле, Д.А.Медведев признал, что проводимый социально-экономический курс завёл страну в тупик, что сырьевая модель не годится. Нужна комплексная модернизация, жёсткая борьба с коррупцией, гарантии личной безопасность, новая кадровая политика и т.д. Произнесены были правильные слова, но все они проигнорированы партией власти и ее правительством. Особенно печальное положение с преступностью, бандитизмом и коррупцией. То, что мы знаем о Кущёвке, и бунте молодёжи на Манежной площади, это свойственно практически всем регионам. Можно констатировать, что общество находится на пороге исчерпания пределов терпения.
Сложившаяся ситуация требует принятия срочных антикоррупционных мер. Сегодня это осознают даже те, кто принимал роды криминального государства. Но, к сожалению, власть уже почти 10 лет только изображает борьбу с коррупцией.
На словах сегодня борьба с коррупцией президентом объявлена чуть ли не задачей номер один. Став во главе государства, Дмитрий Анатольевич сразу же образовал при президенте Совет по преодолению коррупции. Затем поручил подготовить «Национальный план противодействия коррупции». Но кому поручил? Не ученым, юристам, практикам – борцам с оргпреступностью, не знатокам преступного мира… А бюрократии. Щуку бросил в реку, козла запустил в огород. И на-гора выдали «труд», который специалисты с усмешкой назвали «Планом чиновничества по сопротивлению разоблачения коррупции». Ибо план – это когда четко прописаны цели, средства достижения, сроки реализации, ответственные… Здесь ничего этого нет. На 90% «план» состоит из общих, никого ни к чему не обязывающих призывов типа: «повышать правовую культуру населения». Таким же беззубым, если не вдаваться в подробности, оказался и спешно подготовленный для президента «антикоррупционный пакет» законов, включая "Закон о противодействии коррупции". Никакого эффекта он не принес, и тогда Дмитрий Анатольевич заказал уже «Национальную стратегию борьбы с коррупцией». И получил – такую же немощную и пустую бумагу. Другого и быть не могло, раз борьбу с лихоимством чиновников поручают самим чиновникам.
Президент позиционирует себя искренним человеком. Беда в том, что он верит в силу разного рода бумаг: указов, законов, инструкций. Складывается такое впечатление, что президент не понимает, в какой стране он живет и с кем работает. Он собирает членов партии "Единая Россия" и требует от них возглавить борьбу с коррупцией, не замечая при этом, что приглашенные записывают его рекомендации ручками по 2 тысячи долларов, одеты они в костюмы по 5-6 тысяч долларов и в часах за 50 тысяч долларов. При этом не считая на каких они лимузинах приехали к президенту и в каких хоромах живут! И эти люди будут бороться с коррупцией?
Вот поэтому отсутствует прогресс и наблюдается стагнация и саботаж указаний и антикоррупционных инициатив президента.
Руководители страны в растерянности. От явного бессилия они уповают на некие штрафные санкции в отношении взяточников. Президент внес предложение о повышении штрафов для взяточников в 100 раз, но подобными мерами коррупцию не искоренить.
Руководству страны, если оно действительно стремится побороть это зло, давно пора перейти от фиктивно-демонстративного преследования отдельных коррупционеров и вылавливанию «мелочевки» к искоренению коррупции как явления. Инструментарий для этого хорошо известен и международный положительный опыт огромен. Российской власти недостает политической воли.
В ряду неотложных мер в первую очередь требуется устранить экономический базис коррупции. Надо принять ряд законов, которые бы вернули в собственность государства основные отрасли экономики и природные ресурсы. Речь идет о национализации энергетики, транспорта, строительства, металлургической и других стратегически важных отраслей промышленности, добычи нефти, газа, производства и реализации алкогольной и табачной продукции и т.д. По примеру Канады национализировать игорный бизнес. Существенно сократить (не более двух десятков) число коммерческих банков, поставив под жесткий государственный контроль их финансовую деятельность.
В законодательном плане также следует выполнить антикоррупционные положения международных Конвенций ООН и Совета Европы, которые наша страна подписала и ратифицировала. Прежде всего, это касается создания специального независимого от исполнительной власти органа, который бы координировал всю борьбу с коррупцией.
Необходимо разработать новый закон «О борьбе с коррупцией», который был бы наполнен конкретными законодательными мерами, а не декларациями о намерениях.
Должны быть существенно расширены права Счетной палаты РФ. Пока что она исполняет роль своеобразного рентгеновского кабинета, где больного просвечивают, а лечить передают другим. Все расследования этого органа оформляются документально и передаются для принятия решений в Прокуратуру, ФСБ, МВД, Следственный комитет, где многие из них частенько «тонут» или прячутся под сукно. Проблема эффективной работы подобных ведомств давно решена во многих странах мира. Там счетные палаты называются Счетными судами, и в них работают не только аудиторы, которые отслеживают использование бюджетных денег, но и следователи, прокуроры и судьи. В их власти не просто назвать жулика, но арестовать его и судить.
Российское законодательство нуждается в серьезной переработке с учетом международного опыта тех стран, которые добились существенных успехов в искоренении коррупции. Можно напомнить, что, например, в Китае очень жесткое антикоррупционное законодательство. За взятку или хищение там предусмотрена высшая мера наказания. Введение такой меры позволило в течение нескольких лет уменьшить коррупционные преступления на порядок.
Рядом с Китаем расположен Гонконг, где граждане живут практически без коррупции. Победить коррупцию здесь удалось тремя мерами. Во-первых, чиновников заставили доказывать, что все, что ими куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае конфискация и тюрьма лет на 15. Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, которая подчиняется только генерал-губернатору. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве или министерстве при малейшем подозрении на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить работника этой комиссии при документальном подтверждении его нечистоплотности. И, в-третьих, гражданам и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках и копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто дает взятку, т.е. виноват всегда чиновник.
Сингапур, как и Гонконг, после обретения независимости был насквозь пронизан коррупцией, победить которую удалось за несколько лет. Дело о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. Здесь, в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что госслужащий, госчиновник при малейшем подозрении заведомо виновен. И если он не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью или позором для всей семьи на последующие поколения, он должен в суде сам доказать свою невиновность.
Антикоррупционное законодательство должно включать и такие меры как:
- возрождение системы народного контроля;
- полную конфискацию имущества коррупционера и даже добросовестно приобретенных активов его семьи;
- пожизненное лишение права занимать госдолжности, заниматься юридической деятельностью и избираться на выборные должности всех уровней;
- обязательную проверку налоговых деклараций чиновников и их ближайших родственников;
- обязательную проверку соответствия годовых расходов чиновников годовым доходам. Не подтвержденная документами собственность должна подлежать безоговорочному изъятию в доход государства;
- парламентское расследование фактов коррупции в особо крупных размерах. Предоставить право членам парламентской комиссии запрашивать любые сведения о доходах и расходах любого должностного лица страны и его ближайших родственников;
- использование детектора лжи при расследовании коррупционных преступлений.

//2011-03-21/ Выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 21 марта 2011 года на круглом столе по теме: «Эффективность федерального законодательства по борьбе с коррупцией и меры его совершенствования»//сокращенный вариант//


Copyright © kprf.ru 2000-2010




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посещений